Или - почему люди думают, что не надо самим заниматься творчеством, и откуда такое мнение взялось. И кто такой Никто, которому "не интересно".
Много букв.
Я тут почему-то припомнила всякие разговоры, порожденные культурой "спускания сверху". Я их помню с детства в приложении к любому творчеству - книгам, стихам, музыке и прочему самиздату.
Сначала, как я помню, взрослым надо было раздухариться и заявить, что самиздат - это несерьёзненько. Потом медленно дойти до того, что любой представитель андеграунда и самиздата получает в конце концов главный приз - его "берут в серьезные люди".
Вырастаешь и слышишь все ту же ерунду. Она повторяется.
Так вот, там было несколько правил, которые сейчас опять типа в моде.
кто такой Никто 1. Нужно качество. Надо быть профессионалом. Все остальное - это самодеятельность, фигня и плохое звукоизвлечение. И даже барды, собиравшие тогда огромные толпы... Кто-то вставил и заявлял, что это - фигня, они не профессионалы.
С чем спорить? Круто, да? Надо же стремиться? Но из этого моментально следовало, что:
2. Профессионал должен жить в системе. Или ты никто, или ты профессионал. Нельзя играть и петь для себя или для своего круга, а то несерьёзненько. А если ты вышел на улицу/в подвал или собрал квартирник, так это , наверное, ещё и незаконненько.
Компании, вишь, разводят. (Подчинённые не должны собираться больше трёх)
А барды, менестрели и прочая живность как раз это и делали.
Игры там, разные, фестивали. Люди в дурацком обретают свои песни, свой фольклор и своих авторов. Они их знают, остальные- нет.
Потом компания расширяется.
Тут есть признак. Если человека многие годы читают в сети, но люди продолжают спрашивать "а хто его знает-то?" - держа ритуальное выражение лица, то у них наверняка с детства есть четкое понятие о том, кто такой поэт. Поэт - это человек-Агния-Барто с большими тиражами, выигравший гонку поэтов. Он ещё по телику выступает.
Блин, извините, это не может быть нормально. Люди любят разные стихи, они не будут всегда читать одно и то же. Откуда взять запрос на огромные тиражи? Здесь какой-то подвох.
Столько фанатов не было даже у Быкова и Полозковой, которые реально выступали по телефизору во времена относительной свободы. Ну, нету на свете стольких читателей стихов.
3. Профессионал не может быть свободным художником, ему надо устроиться, а то он тунеядец. Но не абы кем. Он не должен нигде работать, кроме как по профессии.
(Пережиток советского времени в полный рост, когда все должны служить кем записано, но, откуда он, уже никто не помнит).
4. Это не профессия, а каста. Из нее нет выхода. Если музыкант работает переводчиком, продавцом, доктором, он плохой музыкант. Более того, надо держаться в рамках, слушать учителей, а они тебе быстро объяснят, что нельзя писать что попало. Максимум, чем можно быть - это учительницей в этой профессии, получать призы в конкурсах или аккомпанировать кому-то.
Все бы норм. Но при этом даже очень хорошим музыкантам тогда, всего 30 лет назад, платили копейки. Писателей и поэтов надо бы почтить минутой молчания, если бы не более свободная жизнь там, где можно писать и читать узкому кругу. А вот гитарист - это бездельник, его же никуда не пристроить, на гитаре сейчас любой сбацать может.
Наверняка очень удобно было потом держать народ на копеечной зарплате и в строжайшей иерархии. Если кто-то играл по свадьбам, похоронам и ресторанам, он не то чтоб бвл предатель, но из разряда халтурщиков. Джазисты и свадебные оркестры - вообще отдельные люди. Ишь ты, хлеба захотел.
Так вот. Странно хотеть, чтоб тебя пристроили. Честно, чем в таком жить, лучше быть гитаристом-бездельником. Или поэтом-самиздатом и работать курьером.
В последние 30 лет музыканты всё-таки зарабатывают концертами, поэты иногда продадут книжку-другую или соберут чтения, но кощунственной идеи, что можно давать за это деньги добровольно, в народе так и не завелось. Мб, потому, что идея музыканта на госзарплате, с которым не надо вступать в неловкие отношения, делясь своими копейками - очень удобная идея .
4. "Поэт, музыкант, певец и т.д. - это служебная функция".
Это не очень ярко выражено, но, если далеко зайти, то сразу обнаружишь, что для кого-то,кому нужна музыка, человек со скрипочкой будет второго сорта. Многие так о себе и думают. Это страшно выносит мозг, потому что на улице любой скрипач - бох. И это правильно.
А, посмотрев на организацию этого всего, вообще иногда мечтаю, чтобы все крепостные музыканты в России срыли наконец от своих мелких организаторов к чертовой матери. Им ещё до сих пор часто и не платят).
5. "Не надо слушать песни своих друзей и каких-то там узкоспециализированных людей по увлечениям, это глупо и никто не поймет"
А кто такой Никто?..
Правда была в том, что твои друзья (даже если это кто-то вроде группы Ноль), если они разводят самодеятельность - это по определению претензии на высокое положение поэтов с тиражами.
Ты что, Высоцкий, кем ты себя мнишь там? Это непрофессионально! Это незаконно - распространяться в обход, они поют что хотят, тонаверное, они и деньги с людей напрямую берут!..
Поэтому, каким бы знаменитым андеграунд не стал, все, сделанное самостоятельно, для многих агрессивно- несерьёзненько.
Все это до сих пор очень крепко держится у людей в голове.
Короче, а) ничего нельзя просто так, надо, чтоб как у людей
б) слушай одобренное, оно безопасное.
Не пиши рассказы, не пиши фанфики. Не играй на варгане, не осваивай скрипку или пианино. Ты не настоящий. Инициативу не проявляй. Не претендуй.
Не претендуй. Съедят.
-
Мне очень грустно, что сейчас в оставшемся русскоязычном пространстве так и будет. И над совершенно нормальными вещами - желанием спеть, сыграть, сочинить - будут хихикать просто потому, что оно не подхвачено кем-то сверху как "нужное населению", а живёт естественным путем, медленно распространяясь в сети, самиздатом и на конкурсах.
Очень многие люди умеют играть, петь и танцевать. Не все из них обязаны быть профессионалами и получить всемирную известность. Это жизнь. Бывают тусовки, конкурсы, большие концерты, микрофоны. В норме все внимание желающих что-то послушать людей отвлекается на то и на се, и не обязательно это ты.
Ведь это, вообще-то, ни разу не нормально - то, что поэт получает гигантский тираж из чьих-то обезличенных рук, а музыкант - подачку. Нормально - когда поэт или музыкант зарабатывает популярность, большую или маленькую, или взлетает на волне какой-то темы, но не когда он выигрывает в лотерею.
Если так случилось, обычно это государственные руки.
как вообще запретить людям писать стихи и петь? не волнуйся, никуда оно не денется. разве что вы с ним можете не встретиться.
(сказал человек, чьи стихи нужны от силы людям так 15))
Но есть же такая клёвая стигма - ненастоящесть недозволенного.
Обычно дотумкать,что ты имеешь право вообще это делать, занимает какое-то время. Нам не пришлось доказывать, что мы имеем на это право Мне жалко тех, кому пришлось в свое время это сделать, и обычно это люди несколько старше нас.
Atandakil, а это просто предмет надежды)
Но я же вижу, что происходит.
И как оно происходит.
Хотя есть, конечно, Пхеньян или Порт-прости, Господи-о-Пренс, но в этот случай не верится.
Мне раньше казалось, что количество- это мера. Никому же не нравится быть неизвестным.
Потом как-то дошло, что я махровый интроверт, и,если меня прет, я выступаю и побеждаю это, а, если не прет, не могу.
Зато я хорошо пишу.
И в конце концов я уже лет 10 как почти не хожу ни на какие конкурсы, разве что на чтения, печатаюсь раза два в год. Пипл думает, что я псих.
А я уже пробивался и там был. У меня много бумажных публикаций в хрензнает когда. Я выступала и на цивильных чтениях, пока они были, и на Зиланте, Чугунке, всяких там конах, в тыще разных клубов ,но я никогда не считалась прям суперизвестной. Вроде не особенно клёво, да?
А теперь я смотрю в список своих френдов в пяти блогах и понимаю, что у меня есть постоянные читатели, которые со мной 1000 лет. И их очень много.
Они никогда не уходили. Некоторых я вообще никогда не видела и не комментилась с ними.
И вот это как раз то, что мне почему-то доказывает.
Ну, само собой, я могу себя и так оценить, даже если бы никто не читал - для этого надо прочитать тонну поэтов и знать, что хорошо, что плохо.
Но с людьми лучше. Их не обязательно до фига. Я же про чувства не пишу. А вот то, что меня кто-то постоянно читает, это очень, очень хорошо.
На тебя сложно сейчас повлиять. Но я помню, что и у тебя были сомнения в том, что ты поэт, потому что "настоящий поэт должен быть буйным".
А это только малая часть того, что падает на голову человеку, который ещё не реализовался. И очень легко в этой ситуации вынести мозги и в два счета доказать такому человеку, что он не поэт,если его никто не знает. Люди в стадии "поэт ли я" часто ищут одобрения. Только в норме не от мэтра, а от публики. Любимый автор, конечно, авторитет. Но он всегда потом.
Но, если хорошо загрузить, то из головы исчезнет всякое понятие о том, что , вообще-то, надо не одобрения старших искать и не в приличные места ходить, а пойти на любую симпатичную тебе тусовку и там заобщаться, читать стихи, в общем,дать стихам место.
Потому что в приличных местах их не слушают.
Их судят.
В такие места уже потом, когда ты уже готов силами мериться.
ты сказала, что человек, растерявшись, пойдет не друзьям стихи читать, а туда, где его критики караулят?
ну, я поняло, что я настоящий поэт. только не поняло, что с этим делать. это еще сложнее, чем понять, что делать с дыханием. с дыханием я хоть людям помогать учиться дышать могу...
и это довольно часто. Вместо того, чтобы набить себе полку отличных авторов, человек идет в Литинститут. Или на мастерскую в ДК или библиотеку, где может сидеть и нормальный человек, а может и ...неудовлетворенный.
Это я такие места обнаружила лет в 20 и очень удивилась, а цивилу куда деваться.
Стриж вообще с 12 лет тусил в литстудии, правда, с нормальной преподавательницей. И Лара тусила. Это какой-то другой мир, там подводные камни)
Мы делали, если помнишь, мастерскую, там все было хорошо, но я с ужасом вспоминаю визиты каких-то доморощенных советских профи .) Где нам нужны были стихи, им нужна была иерархия.
Хорошо, что ты понял, что ты поэт. И не имеешь привычки искать старшего в этом плане на попоклоняться)
Это по моему имху автор - это корова, автор дает молоко, или это молоко идет в бидон, или его просто кто-то пьет, и это уже дело.
Ну, есть у человека такое свойство, иногда человек - это поэт\есса. Ну, можно еще проповедовать ходить, если в стихах что-то важное лежит..
я клал туда очень важные, на свой взгляд, вещи про устройство мира. получаются в основном довольно философские и на взгляд практически всех читателей "холодные" стихи, над которыми надо думать.
так что читателей у меня реально человек не больше 10. ну, и еще иногда я вслух говорю. городу, ветру, камням, дороге.
Хотя если дорога довольна, этого чаще даже достаточно. А ещё какой поэт, такие и стихи... Я видела, оно притягивает противоположности.
у меня читателей тоже человек 10 если на всех площадках в сумме. У меня много философского и много личного