Два кармана стрижей с маяка\...- Четыре месяца я не снимал штаны. Просто повода не было.
Сьвяты Микола божы насьледник, як Бог памре, то сьв. Микалай чудатворец будзе багаваць, да не хто иншы».
Какое чудесное слово - "боговать". )
Какое чудесное слово - "боговать". )
вообще, в Беларуси в виду исторических и географических особенностей (века многоконфессиональности, изолированности деревень и т.д.) влияние язычества на народные религиозные представления намного сильнее, чем у соседей, так что у рядовых деревенских жителей свои версии христианского канона, порой очень оригинальные.
Насчет "бог помрёт" - не знаю, что имел в виду конкретно этот источник, но я встречала среди деревенских стариков такое представление (сильно напоминающее скандинавские мифы), что конец света будет выглядеть как великая битва сатанинского войска с небесным и закончится все тем, что они
взаимно аннигилируютсяубьют друг друга. Соответственно, в новом мире рулить надо будет кому-то другому.А святой Николай - один из самых любимых святых, его почитали так же рьяно, как Марию. По народному восприятию бог - это что-то типа далёкого столичного начальника, который только указы шлёт и наказания, и обращаться к нему с какими-то просьбами имеет смысл разве что попам да всяким высокоблагородным господам. А реально о "простых" людях пекутся и помогают им служаки рангом пониже, к народу поближе.
Считалось, в частности, что к Николаю и Марии можно обращаться с молитвами вне зависимости от своей религиозной принадлежности, способа и вообще наличия крещения, регулярности посещения церкви и всех стандартных ритуалов (с этим у крестьян обычно бывали большие проблемы) и степени греховности.
Демократичные они.
у нас тут вообще много язычества осталось. Некоторые праздники типа "похорон стрелы" (в некоторых местах он же - "проводы русалки") до самой Чернобыльской катастрофы (т.е. до середины 80-х, пока деревни не расселили из-за эвакуации) вполне живой традицией были, да и сейчас празднуются (с поддержкой этнографов, правда, уже), не смотря на то, что попы каждый год грозятся всех участников наказать.
Будет если время, поперевожу из энциклопедии фольклора какие-нибудь местные версии представлений о разных святых.
Про Праскеву Пятницу (она же Мокошь) как-то переводила.
А ещё есть Илья - про него даже куча песен есть, очень ритмичных, потому что их положено было петь во время "обхода" полей, притопывая.
И ещё Юрий - тоже очень популярный святой с кучей совершенно не христианских обязанностей.
Святой Власий вообще подменил полностью собой крестьянские ритуалы, посвящённые Велесу - насчет здоровья и приплода скотины и т.п.
В общем, весело.
Купала осталась сама по себе, хотя вот Власий кочует неизменным. Живучий оказался)