Два кармана стрижей с маяка\...- Четыре месяца я не снимал штаны. Просто повода не было.
Главным для него оставалось, как ни странно, не дело революции, не то, что обычно волнует всех (изменение за изменением), а его неизменное дело, семья, друзья. В этом он очень сильно расходился с прочими.

Он входил фактически в семейный круг Робеспьера - такого же, кстати, постоянного в



отношениях человека, - был другом Сен-Жюста, был женат на Элизабет Дюпле,



которая уже в том году ждала от него ребенка. Он не заблудился в путанице отношений, он твердо знал, кто ему друг, и только по счастливой случайности дожил до термидора: все его друзья, его "Школа Марса", которая потом была распущена, его вожак -



да, преданность была в числе лучших качеств, недаром Элизабет говорила о муже "моя



собака" - были по одну сторону барьера. Все остальные для него, при неизменном желании



уладить все миром, оказывались по другую сторону.

Он мог запросто забыть на столе пистолет, придя домой, и назавтра же найти десяток упущений во



вверенном ему деле - невнимательность в делах не была ему свойственна, только в личных



делах... И то, что он в целом не мог переубедить Сен-Жюста, подписывая вместе с ним



распоряжения о довольно жестоких мерах во время армейской инспекции, значит только то,



что он действительно не знал, что делать. Сен-Жюст оказался увереннее.

Он высказывал свое мнение честно, откровенно и



вовремя, мыслил как хороший офицер - но многого не знал. Может быть, не чувствовал.

Этот человек, чья направленность на семью и детей, чья жажда настоящей справедливости



обеспечила бы ему долгую и счастливую жизнь, будь он хоть немного более ограничен, не



замечай он вокруг себя того, что дружно не замечают остальные - был наделен



искренностью и талантом к дружбе, а еще - к любви, но, как солдат идеи, он прежде всего



служил идее.

И мужество его в том, что он не предал ради идеи. Он не отдавал, он



соединял - пространство революции для него было тем пространством, в котором жили его



верность, любовь, дружба, честь. Иначе он не мыслил для себя революции.

Когда исказилось это пространство, он начал убивать - и умирать. Когда пришли убивать



тех, кто создавал, в его понимании, это пространство - он умер, выстрелив себе в сердце.

Невыносимо было бы идти на гильотину вместе с теми, кто строил стены нового мира.



Невыносимо было бы слышать крики толпы и знать, что ни один из орущих, из всей этой



спрессованной массы - не верит в то, во что верил он сам.

Умирала его вера. Легче умереть самому, чем пережить гибель веры. Пережить только для



последующей казни.