Что-то такое типа: "если тебя осудят люди, и хрен с ними" было всегда, но это было всегда неимоверно больно. Поэтому очень понимаю, как себя чувствуют те, кого раньше не осуждали, а потом этим только пригрозили - и они разом замолчали. У них была единственная среда, где можно жить, и вот вдруг ее нет.
И когда кто-то просто сидит и молчит, ему сочувствуешь, потому что рот открыть - это уже больно. Дальше к этому привыкаешь даже во вполне мирное время, но peer pressure среди своих часто такое, что потом уже только смеяться остается.
И очень здорово, что кто-то все равно не молчит и рассказывает. И ставит VPN. И делает какие-то свои дела.
Но я не могу, блин, я не могу хорошо отнестись к тем, кто говорил "заткнись" в обмен на кислород принимающей среды. Ты, типа, заткнись, а я за это тебя не буду отключать от кислорода.
Они же знают, что они делают. Особенно сейчас.
Принятие какой-то общности среди тех, кого не считают людьми "в обществе" - это сложная штука. По себе знаю, что, если вдруг такая ситуация случается и я втюриваюсь в какое-то место, а там оказываются неправильные люди, то какое-то время телепаюсь, мне всех жалко, меня пугает (или не пугает) возможность лишиться кислорода, но я отрываю шланг и ухожу. И так было сто раз.
В общем, давайте не будем такими, чтобы от нас пришлось отстыковываться, нам еще долго свои баллоны объединять придется.