Или - почему люди думают, что не надо самим заниматься творчеством, и откуда такое мнение взялось. И кто такой Никто, которому "не интересно".
Много букв.
Я тут почему-то припомнила всякие разговоры, порожденные культурой "спускания сверху". Я их помню с детства в приложении к любому творчеству - книгам, стихам, музыке и прочему самиздату.
Сначала, как я помню, взрослым надо было раздухариться и заявить, что самиздат - это несерьёзненько. Потом медленно дойти до того, что любой представитель андеграунда и самиздата получает в конце концов главный приз - его "берут в серьезные люди".
Вырастаешь и слышишь все ту же ерунду. Она повторяется.
Так вот, там было несколько правил, которые сейчас опять типа в моде.
кто такой Никто 1. Нужно качество. Надо быть профессионалом. Все остальное - это самодеятельность, фигня и плохое звукоизвлечение. И даже барды, собиравшие тогда огромные толпы... Кто-то вставил и заявлял, что это - фигня, они не профессионалы.
С чем спорить? Круто, да? Надо же стремиться? Но из этого моментально следовало, что:
2. Профессионал должен жить в системе. Или ты никто, или ты профессионал. Нельзя играть и петь для себя или для своего круга, а то несерьёзненько. А если ты вышел на улицу/в подвал или собрал квартирник, так это , наверное, ещё и незаконненько.
Компании, вишь, разводят. (Подчинённые не должны собираться больше трёх)
А барды, менестрели и прочая живность как раз это и делали.
Игры там, разные, фестивали. Люди в дурацком обретают свои песни, свой фольклор и своих авторов. Они их знают, остальные- нет.
Потом компания расширяется.
Тут есть признак. Если человека многие годы читают в сети, но люди продолжают спрашивать "а хто его знает-то?" - держа ритуальное выражение лица, то у них наверняка с детства есть четкое понятие о том, кто такой поэт. Поэт - это человек-Агния-Барто с большими тиражами, выигравший гонку поэтов. Он ещё по телику выступает.
Блин, извините, это не может быть нормально. Люди любят разные стихи, они не будут всегда читать одно и то же. Откуда взять запрос на огромные тиражи? Здесь какой-то подвох.
Столько фанатов не было даже у Быкова и Полозковой, которые реально выступали по телефизору во времена относительной свободы. Ну, нету на свете стольких читателей стихов.
3. Профессионал не может быть свободным художником, ему надо устроиться, а то он тунеядец. Но не абы кем. Он не должен нигде работать, кроме как по профессии.
(Пережиток советского времени в полный рост, когда все должны служить кем записано, но, откуда он, уже никто не помнит).
4. Это не профессия, а каста. Из нее нет выхода. Если музыкант работает переводчиком, продавцом, доктором, он плохой музыкант. Более того, надо держаться в рамках, слушать учителей, а они тебе быстро объяснят, что нельзя писать что попало. Максимум, чем можно быть - это учительницей в этой профессии, получать призы в конкурсах или аккомпанировать кому-то.
Все бы норм. Но при этом даже очень хорошим музыкантам тогда, всего 30 лет назад, платили копейки. Писателей и поэтов надо бы почтить минутой молчания, если бы не более свободная жизнь там, где можно писать и читать узкому кругу. А вот гитарист - это бездельник, его же никуда не пристроить, на гитаре сейчас любой сбацать может.
Наверняка очень удобно было потом держать народ на копеечной зарплате и в строжайшей иерархии. Если кто-то играл по свадьбам, похоронам и ресторанам, он не то чтоб бвл предатель, но из разряда халтурщиков. Джазисты и свадебные оркестры - вообще отдельные люди. Ишь ты, хлеба захотел.
Так вот. Странно хотеть, чтоб тебя пристроили. Честно, чем в таком жить, лучше быть гитаристом-бездельником. Или поэтом-самиздатом и работать курьером.
В последние 30 лет музыканты всё-таки зарабатывают концертами, поэты иногда продадут книжку-другую или соберут чтения, но кощунственной идеи, что можно давать за это деньги добровольно, в народе так и не завелось. Мб, потому, что идея музыканта на госзарплате, с которым не надо вступать в неловкие отношения, делясь своими копейками - очень удобная идея .
4. "Поэт, музыкант, певец и т.д. - это служебная функция".
Это не очень ярко выражено, но, если далеко зайти, то сразу обнаружишь, что для кого-то,кому нужна музыка, человек со скрипочкой будет второго сорта. Многие так о себе и думают. Это страшно выносит мозг, потому что на улице любой скрипач - бох. И это правильно.
А, посмотрев на организацию этого всего, вообще иногда мечтаю, чтобы все крепостные музыканты в России срыли наконец от своих мелких организаторов к чертовой матери. Им ещё до сих пор часто и не платят).
5. "Не надо слушать песни своих друзей и каких-то там узкоспециализированных людей по увлечениям, это глупо и никто не поймет"
А кто такой Никто?..
Правда была в том, что твои друзья (даже если это кто-то вроде группы Ноль), если они разводят самодеятельность - это по определению претензии на высокое положение поэтов с тиражами.
Ты что, Высоцкий, кем ты себя мнишь там? Это непрофессионально! Это незаконно - распространяться в обход, они поют что хотят, тонаверное, они и деньги с людей напрямую берут!..
Поэтому, каким бы знаменитым андеграунд не стал, все, сделанное самостоятельно, для многих агрессивно- несерьёзненько.
Все это до сих пор очень крепко держится у людей в голове.
Короче, а) ничего нельзя просто так, надо, чтоб как у людей
б) слушай одобренное, оно безопасное.
Не пиши рассказы, не пиши фанфики. Не играй на варгане, не осваивай скрипку или пианино. Ты не настоящий. Инициативу не проявляй. Не претендуй.
Не претендуй. Съедят.
-
Мне очень грустно, что сейчас в оставшемся русскоязычном пространстве так и будет. И над совершенно нормальными вещами - желанием спеть, сыграть, сочинить - будут хихикать просто потому, что оно не подхвачено кем-то сверху как "нужное населению", а живёт естественным путем, медленно распространяясь в сети, самиздатом и на конкурсах.
Очень многие люди умеют играть, петь и танцевать. Не все из них обязаны быть профессионалами и получить всемирную известность. Это жизнь. Бывают тусовки, конкурсы, большие концерты, микрофоны. В норме все внимание желающих что-то послушать людей отвлекается на то и на се, и не обязательно это ты.
Ведь это, вообще-то, ни разу не нормально - то, что поэт получает гигантский тираж из чьих-то обезличенных рук, а музыкант - подачку. Нормально - когда поэт или музыкант зарабатывает популярность, большую или маленькую, или взлетает на волне какой-то темы, но не когда он выигрывает в лотерею.
Если так случилось, обычно это государственные руки.
Это несерьёзненько
Или - почему люди думают, что не надо самим заниматься творчеством, и откуда такое мнение взялось. И кто такой Никто, которому "не интересно".
Много букв.
Я тут почему-то припомнила всякие разговоры, порожденные культурой "спускания сверху". Я их помню с детства в приложении к любому творчеству - книгам, стихам, музыке и прочему самиздату.
Сначала, как я помню, взрослым надо было раздухариться и заявить, что самиздат - это несерьёзненько. Потом медленно дойти до того, что любой представитель андеграунда и самиздата получает в конце концов главный приз - его "берут в серьезные люди".
Вырастаешь и слышишь все ту же ерунду. Она повторяется.
Так вот, там было несколько правил, которые сейчас опять типа в моде.
кто такой Никто
Много букв.
Я тут почему-то припомнила всякие разговоры, порожденные культурой "спускания сверху". Я их помню с детства в приложении к любому творчеству - книгам, стихам, музыке и прочему самиздату.
Сначала, как я помню, взрослым надо было раздухариться и заявить, что самиздат - это несерьёзненько. Потом медленно дойти до того, что любой представитель андеграунда и самиздата получает в конце концов главный приз - его "берут в серьезные люди".
Вырастаешь и слышишь все ту же ерунду. Она повторяется.
Так вот, там было несколько правил, которые сейчас опять типа в моде.
кто такой Никто